Профориентация

Ранняя профориентация.pdf

Повышению профессиональной компетентности  педагогов в построении работы ДОУ в соответствии ФГОС  ДО  был посвящен семинар-практикум     «Ранняя  профориентация дошкольников».

Следует отметить  сообщение  в теоретической части: «Профориентация дошкольников». (В.А. Маркина), «Оснащение ППРС в целях ранней  профориентации дошкольников» (Н.А.Голикова), «Духовно-нравственное обогащение личности через ценностное отношение к результатам труда»  (А.А. Пронькина).

В практической части  педагоги  работали  в  мини-группах:  Обсуждали задачи  профориентационной работы с детьми дошкольного возраста составили  памятку. Определяли формы работы с детьми по ранней  профориентации. Составили   алгоритм ознакомления с профессией  перспективный план работы по ознакомлению с профессиями в каждой возрастной группе. Н.А. Иванова  выступила с  презентацией из опыта работы   «Сюжетно-ролевая игра в процессе  профориентации»,  З.Ш. Мелкова представила презентацию ППРС в группе. Педагоги  провели Квест–игру «Все работы хороши - выбирай на вкус»  (Е.Н. Коглина, И.Г. Баканова,  О.В.Ежова)  прорекламировали  издание Библиотека воспитателя   «Поиграем в профессии».    Н.Н. Невзорова  предложила  педагогам  деловую  игру  «Все о профессиях». Педагоги  организовали  Выставку  книг по профессиям.  В.Я. Дегтярева, В.Б. Ладик,  О.А. Самойленко   показали  открытое  мероприятие - интегрированная НОД «Десерт для семейного праздника» (подг. гр.) Проанализировано профессиональное мастерство педагогов,   уровень проведения мероприятий   и    навыки детей.

 

Главная цель ранней профориентации детей - это развить эмоциональное отношение ребенка к профессиональному миру, дать возможность проявить свои силы и возможности в различных видах деятельности и профессий. Получая такие знания, у ребенка, во-первых, формируется навык труда, складывается уважительное отношение к труду взрослых разных профессий; во-вторых, расширяется его кругозор, и наконец, способствует раннему проявлению у ребенка интересов и склонностей к конкретной профессии. Следовательно, задача знакомства детей с профессиями подразумевает подготовку ребенка к тому, чтобы он в свое время смог смело вступить в самостоятельную жизнь и конкретно выбрать свой путь профессиональной деятельности, то есть речь идет о профессиональном самоопределении. В детском учреждении происходит, непосредственно, самоопределение ребенка, так как оно не связано с выбором и освоением профессии, а готовит и подводит к этому. Таким образом, основной целью является постепенное формирование у ребенка готовности самостоятельно планировать, анализировать и реализовывать свой путь профессионального развития.

Игра – это ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста. Большое количество своего времени дети проводят за игрой. Следовательно, игра является ключевым средством формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о профессиях взрослых. Основным видом игры, где непосредственно осуществляется ознакомление детей с профессиями взрослых, является сюжетно-ролевая игра.

Основная черта сюжетно-ролевой игры – это самостоятельность детей. Они сами выбирают тему игры, определяют линии сюжета, берут на себя роли, решают, где развернуть игру и т.д. При этом дети свободны в выборе средств для создания своего образа. Например, взяв в руки любую книгу и палочку «указку» он может стать учителем в школе. Такая игра фантазии и свобода в реализации замысла игры позволяет ребенку ощутить себя частью взрослого мира, вжиться в любую профессию, которые в реальной жизни ему еще не скоро будут доступны.

Содержание игры помогает осознать основные мотивы и цели профессиональной деятельности взрослых. Другая особенность сюжетно-ролевой игры в том, что она носит творческий характер. Творческие способности детей проявляются уже в том, что они создают замысел и разворачивают сюжет игры. Творчество в данном виде игры выражается еще и тем, что дети изображают профессии взрослых с собственной точки зрения, то есть, как они видят его, но при этом она ограничивается игровыми правилами. Сюжетно-ролевая игра является коллективной игрой, в процессе которой дети сами устанавливают игровые правила, следят за их выполнением, регулируют взаимоотношения.