Наши новости и статьи

Главная » Статьи » Советы логопеда

Овладение техникой речи в дошкольном возрасте

Речь маленьких детей в период её формирования всегда свойственны недостатки звукопроизношения. Прежде всего, это связано с несовершенством движений органов артикуляционного аппарата: языка, губ, мягкого нёба, нижней челюсти. Второй причиной является недостаточная сформированность фонематического слуха, т. е. способности воспринимать на слух и точно дифференцировать звуки речи.

Все возрастные дефекты звукопроизношения, как правило, исчезают у детей к 4 – 5 годам. Но этот процесс происходит не сам по себе, а под влиянием речи взрослых и их педагогического воздействия. Это влияние благотворно, когда ребёнок слышит нормальную речь, получает от взрослых указания, как следует говорить, и в результате начинает испытывать интерес к правильной, чистой речи. Таким образом, очень важно, чтобы окружающая ребёнка речевая среда была полноценной, т. е. родители говорили правильно, внятно.

Овладение правильной техникой речи имеет большое значение для человека начиная уже с дошкольного возраста. Необходимость обучения дошкольника, даже не отстающего в речевом развитии, чёткой дикции, правильно поставленному физиологическому и на его основе речевому дыханию и мягкой голосоподаче, а также необходимость развития просодической стороны речи обусловлены множеством причин.

Упражнения  развивающие артикуляционную моторику и артикуляционный праксис.

Упражнение для губ

- Губы в «улыбке», как при звуке И.

- Губы нейтральны, как при звуке А.

- Губы округлены, как при звуке О.

- Губы «трубочкой», как при звуке У.

- Чередование движений: А – И, А – У, и наоборот.

- Плавный переход от одного звука к другому: И – А, А – О, О – У…

- Произнесение ряда гласных звуков с плавным переходом: И – А – О – У и наоборот.

- С усилением размыкать плотно сомкнутые губы, произнося: П – П…

Упражнения для нижней челюсти

- Открыть широко рот, закрыть.

- Движения нижней челюсти влево, вправо, влево, вправо.

Упражнения для щёк

- Щёки надуть «толстый».

- Щёки втянуть «худой».

- Чередование упражнений «толстый» – «худой».

- Надувать правую и левую щёки попеременно (медленно и быстро).

Упражнения для развития дыхания

Упражнения, направленные на выработку диафрагмального типа дыхания

- Ребёнок лежит на спине; левая ладонь ребёнка расположена на его животе, а правая – на груди. По команде взрослого ребёнок вдыхает носом, выпячивая животик, выдыхает ртом, втягивая животик.

Упражнения для тренировки различных типов выдоха, способствующие формированию правильного речевого дыхания

- Сдувать со стола мелко нарезанные цветные бумажки, вату, пушинки.

- Дуть на лежащие на столе палочки, карандаши разной толщины, стараясь сдвинуть их с места.

- Дуть на шарики разной тяжести.

- Дуть на пластмассовые и бумажные игрушки, плавающие в тазу.

- Задувать на резком и длительном выдохе пламя свечи.

- Поддерживать в воздухе пушинку на длительном выдохе.

- Надувать резиновые игрушки, шарики.

- Дуть в дудочку, свистульку, губную гармошку.

Рекомендую следующие приемы, способствующие развитию связной речи:

 «Как это было?»

Вспомните с малышом любое интересное событие, в котором вы принимали участие. Вместе вспоминайте, что видели и что делали в тот момент. Припоминайте те моменты, которые вызвали сильные эмоции у ребенка.

«Что дальше?»

Включите интересный мультфильм и начните смотреть его вместе с малышом. Затем на самом интересном месте «вспомните» про срочные дела и уйдите в другую комнату. Через некоторое время, сделав огорченный вид, попросите ребенка рассказать, что вы пропустили, и чем закончился мультфильм. Обязательно поблагодарите его за рассказ!

 «Закончи предложение»

Предлагаем ребенку продолжить и закончить предложение, которое начал взрослый. При этом помогаем наводящими вопросами: «Малыши играют... (Где? С чем?)». Можно немного усложнить: «Малыши играют на улице, потому что...»

 «Попробуй, отгадай»

Для этого лучше собрать несколько игроков, например, братьев, сестер, друзей или бабушек и дедушек. Один из взрослых показывает мешочек (непрозрачный) и сообщает, что он волшебный. В нем лежат подарочки (мелкие игрушки, как из Киндер-сюрприза). Подарок достанется тому, кто умеет хранить тайны. Затем взрослый подходит к ребенку, который

должен зажмурить глаза и, вытащить из мешка игрушку, рассмотреть ее, но не показывать и не рассказывать, что там. Это необходимо держать в тайне. Когда все дети получат по одной игрушке, взрослый спрашивает у них, хотят ли они знать, кому что досталось. Детям, конечно, хочется. Тогда он просит не показывать игрушки, а рассказать про них. Дальше ведущий описывает свой подарок, чтобы детишки поняли, как правильно это делать, а дети отгадывают, что досталось ведущему. Затем малыши рассказывают про свои подарочки и, когда подарок отгадан, показывают свою игрушку. Эта игра хорошо подходит для детских праздников.

«Ах, если бы...»

Взрослый предлагает малышу пофантазировать и предлагает следующее начало: «Если бы я была волшебницей, то...» «Если бы у меня была шапка-невидимка...»

«Рисуем словами»

Взрослый говорит ребенку: «Хочешь превратиться в необычного художника, который умеет рисовать не кистью и акварелью, а словами? Тогда послушай. Я прочитаю стих о зиме, а ты закрой глазки и представляй то, о чем услышишь. Затем опиши, какую картину ты представил». После этого можно нарисовать картинку к рассказу вместе с малышом. Играя со своими детьми, вы можете добиться хороших результатов в развитии связной речи.

Советы для самых маленьких.

Чтобы у ребёнка сформировалась речь, необходимо развивать все пять органов чувств, которые есть у человека. Накапливая впечатления и ощущения, как зрительные, так и слуховые, различая запахи, ощупывая разные предметы, узнавая при этом, тёплые они или холодные, лёгкие или тяжёлые, мягкие или твёрдые, пробуя на вкус сладкое и кислое яблоко. Ребёнок познаёт окружающий его мир.

Говорите с малышом, называя словами всё то, новое, что он видит вокруг себя. Говорить нужно спокойно, неторопливо, короткими простыми фразами, доступными его пониманию.

Для того чтобы ребёнок заговорил, сначала ему надо накопить пассивный словарь, то есть научиться понимать достаточное количество слов будущей речи. А значит, взрослым надо всё оречевлять, т.е называть. Не проходите мимо красивого, показывайте его ребёнку, рассматривайте вместе с ним.

Дома по возможности привлекайте детей к бытовым делам. Хвалите их за выполненную работу. Говорите как можно больше слов, характеризующих качества предметов, например: «Какая чистая посуда!»; «Как ты аккуратно сложил одежду». Таким образом, будет расширяться словарь ребёнка. В этом помогут и детские книги с яркими иллюстрациями. Читайте детям, рассказывайте сказки.

В свободную минуту играйте с пальчиками ребёнка, массируйте их. Развитие тонких движений пальцев рук способствует развитию речевой области мозга. И ещё: как можно больше пойте детям, пойте вместе с ними. Пение способствует развитию речевого дыхания, и в дальнейшем у ребёнка будет меньше проблем, связанных со звукопроизношением.

Подготовила: учитель-логопед

Оксана Анатольевна Самойленко

Категория: Советы логопеда | Добавил: Сказка (07.05.2020)
Просмотров: 171 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: