Наши новости и статьи

Главная » Статьи » Советы психолога

Игры, которые лечат

Игра – универсальное средство коррекции и профилактики отклонений и трудностей в развитии малыша-дошкольника. Ее эффективность уже давно доказана серьезными научными исследованиями. Именно через игру можно пытаться решить многие психологические и даже физические проблемы ребенка.

         В чем же нам могут помочь игры?

  • Снять накопившееся психоэмоциональное напряжение, улучшить общее психологическое самочувствие.
  • Скорректировать негативное эмоциональное состояние малыша: агрессивность, гиперактивность, страхи, замкнутость – либо послужить для их профилактики.
  • Развить ловкость и координацию движений.

Игры, направленные на коррекцию агрессивности

         Они способствуют снижению вер­бальной (словесной) и невербаль­ной (применение физической силы) агрессии, становятся одним из спо­собов выплеснуть гнев, помогают снять мышечное и эмоциональное напряжения; обучают приемлемым формам общения, способности к доверию, сочувствию, сопереживанию. Игры имеют отличный терапевтический эффект, так как доставляют малышу много положительных эмоций, дают выход энергии и агрессивным импульсам.

«Сражение» (с 2 лет). Игроки бросаются легкими предметами (шариками из ваты, бумаги, маленькими мягкими игрушками) друг в друга, можно из укрытия. Заканчива­ется игра перемирием.

„Злые — добрые кошки" (с 2 лет). По очереди превраща­емся то в злых, то в добрых кошек. Злые кошки шипят и царапаются (пона­рошку), добрые — ласкаются и мяукают.

„Спортсмены" (с 3 лет). На пол положите обруч или газету. Спортсмен становится в обруч (за его края выходить нельзя), делая резкие движения ногами, изображая каратиста, а зрители подбад­ривают: „Сильнее!" Активные движения и поддержка зрителей помогут выплеснуть агрессивную энергию. Далее ребенок станет изображать боксера, делая энергичные дви­жения руками.

„Бумажная гора" (с 3 лет). Понадобятся старые газеты, журналы. Начинайте разрывать приготовленную бумагу на кусочки и бросайте в кучку в центре комнаты. Когда кучка станет большой, предложите малышам энергично подбрасывать кусочки бумаги в воздух, пры­гать на них, бросать горстки, обсыпая друг друга.

„Обзывалки" (с З лет). Игроки называют друг друга разными необидными словами. Обговорите, какими обзывалками можно пользоваться: напри­мер, названиями ово­щей, фруктов, грибов, цветов, деревьев, ме­бели. Крохи „сердятся": „Ты — капуста". В от­вет: „А ты — морковка" и т.д. Игра останавливается, если слышны какие-нибудь обидные слова или возникла физическая агрессия. Затем участники назы­вают друг друга теми же словами, только в уменьшительно-лас­кательной форме: „Ах ты капусточка!"

„Выбиваем пыль" (с 4 лет). Каждому участнику достается „пыльная" подушка. Он должен, усердно колотя по ней руками, хорошенько ее „почистить".

„Уходи, злость!" (с 4 лет). Лягте на ковер. Подло­жите под ноги и руки подушки. Закрыв гла­за, начинайте со всей силой бить ногами и руками по подушкам с громким криком: „Уходи, злость, уходи!" Игра длится 2 минуты, затем малыш принима­ет позу звезды, широко раздвинув ноги и руки, и тихо лежит, слушая спокойную музыку 3 минуты.

„Да! Нет!" (с 5 лет). Встаньте друг перед другом. Вас ждет вооб­ражаемый словесный бой. Решите, кто из вас будет говорить слово „да", а кто — „нет". Можно начинать очень тихо, постепенно увели­чивая громкость до тех пор, пока один из вас не решит, что громче уже некуда. Останови­тесь, сделайте несколь­ко глубоких вдохов. Обратите внимание на то, как приятно нахо­диться в тишине после такого шума.

„Шкала гнева" (с 5 лет). На стену повесьте мишень и приготовьте небольшие, прочные мешочки с бобами или горохом. Попросите ре­бенка бросать мешоч­ки в мишень с разной силой. Сначала малыш бросает тихо, продол­жая фразу: „Я слегка разозлился, когда..."; затем бросает мешо­чек сильнее, говоря: „Я разозлился сильнее, когда..."; и, наконец, швыряет мешочек изо всех сил: „Я очень сильно разозлился, когда...".

Игры, направленные на коррекцию гиперактивности

В таких играх обязательны четкие правила, это способствует развитию внимания ребенка, учит его контролировать свои импульсивные действия, помогает приобрести навыки контроля двигательной активности.

„Ловим комаров" (с 3 лет). Игра снимает мышечное напряжение с кистей рук, дает возможность подви­гаться в свободном ритме и темпе. Скажите крохе: „Давай представим, что наступи­ло лето и в нашу комнату налетели комары. Будем их ловить". Покажите — как. Для этого надо сжи­мать и разжимать кулачки (то поочередно, то одно­временно) в медленном, среднем и быстром темпе. Затем опустите руки вниз, встряхните несколько раз ладонями — пусть руки от­дохнут. И снова за работу!

„Клубочек" (с 4 лет). Игра обучает малыша од­ному из приемов саморегуляции. Расшалившемуся ребен­ку предложите смотать в клубочек яркую пряжу. Сообщите, что это нитки не простые, а волшебные. Как только начинаешь их сматывать в клубочек, так сразу же успокаива­ешься. Размер клубка с каждым разом может становиться все больше и больше.

«Археолог» (с 4 лет). Игра развивает мышеч­ный контроль. Опустите кисти своих рук глубоко в таз с песком или крупой. Предложите малышу осто­рожно „откопать" руки — сделать археологические раскопки. При этом нельзя дотрагиваться до кистей рук — в таком случае тут же меняйтесь ролями.

„Пожалуйста" (с 5 лет). Игра учит ребенка уме­нию быстро переключать внимание с одного вида деятельности на другой, помогает преодолеть двигательный автоматизм. Скажите малышу, что будете показывать разные движения (физкультурные, танцевальные, шуточные), а он должен повторять их только в том случае, если вы добавите слово „пожалуйста" (или другие, например, „Дюймовочка просит"). Ребенок ошибся? Пусть выполнит ваше задание — улыбнется.

„Кричалки — шепталки — молчалки" (с 5 лет). Игра развивает внимание, волевую регуляцию. Из разноцветного картона сделайте 3 силуэта ладони: красный, желтый, синий. Это — сигналы. Когда вы поднимаете красную ладонь („кричалку"), мож­но бегать, кричать. Желтая ладонь („шепталка") раз­решает только шептаться. На сигнал „молчалка" — синяя ладонь — нужно замереть на месте и послу­шать тишину. Заканчивают игру „молчалками".

«Говори» (с 5 лет). Игра развивает умение контролировать импуль­сивные действия. Скажите малышу, что будете зада­вать вопросы, но отвечать можно, только если дана команда: „Говори!" Например:„Какое сейчас время года? (Пауза)  Говори!"

Игры, направленные на коррекцию страхов

Они помогут малышу снять психическое напряжение, создать положительный эмоциональный фон, скорректировать боязнь темноты, замкнутого пространства, неожиданного воздействия, одиночества.

„Качели" (с 4 лет). Ребенок садится в позу зародыша: поднимает колени и наклоняет к ним голову, ступни плотно прижаты к полу, руки обхватывают колени, глаза закрыты (можно надеть повяз­ку). Встаньте сзади, положите руки малышу на плечи и осторожно, мед­ленно и плавно покачивайте его, как качели в течение 2-3 минут. Затем поменяйтесь местами.

„Жмурки" (с 4 лет). Ведущий (кроха) с завязанными гла­зами пытается поймать вас. Вы же быстро перемещаетесь по комнате, бодро комментируя: „Я тут!"

„Пчелки в темноте" (с 4 лет). Пчелки, которых изображаете вы и ребенок, перелетают с цветка на цветок. Прилетели на самый кра­сивый, наелись нектара, напились росы и уснули внутри цветка. В этот момент вы залезаете с крохой под стол. Наступила ночь, и лепестки стали закрываться (стол покрыва­ется материей). Пчелки проснулись и увидели, что кругом темно. Тут они вспомнили, что остались внутри цветка, и решили еще поспать. Наступило утро (материя убирается), и пчелки вновь стали веселиться. Игру можно повторять, усиливая плотность ткани,  увеличивая степень темноты.

«Неваляшка» (с 6 лет). В этой игре участвуют и папа, и мама. Встаньте лицом друг к другу, руки протяните вперед. Малыш с закрытыми глазами — между вами. Скажите ему: „Ноги от пола не отрывай и смело падай назад!" Ваши заботливые руки подхватят падающего и мягко направят падение вперед-назад.

Игры, направленные на коррекцию замкнутости

Большинство из этих игр требует нескольких участников. Замкнутому малышу нужно быть одним из многих, выпол­няя указания ведущего. Это снимет страх общения. Цель таких игр — создать замкнутому ребенку возможность для самовыражения, помочь преодолеть барьеры в обще­нии, научить регулировать свое поведение в коллективе.

„Волшебные средства" (с 4 лет). Игра направлена на приме­нение „волшебных" средств понимания, развитие эмпатии (способности чувс­твовать состояние другого человека, умении вставать на его позицию). Разыграй­те ситуации, в которых кро­ха должен воспользоваться „волшебными" средствами понимания и помочь:

  • малыш плачет, он поте­рял мячик;
  • мама пришла с работы, она устала;
  • мальчик грустит, у него болеет мама;
  • девочка просит помочь ей собрать мозаику.

„Закончи предложение" (с 5 лет). Игра направлена на повы­шение уверенности в себе, в своих силах. Ребенок заканчивает каждую из предложенных вами фраз: „Я умею...". „Я хочу...". „Я смогу...". „Я добьюсь...".

„Поварята" (с 4 лет). Все встают в круг — это каст­рюля. Сейчас будем готовить суп (компот, салат). Каждый придумывает, чем он будет (капуста, картошка, соль и т.д.). Ведущий выкрикива­ет по очереди, что он хочет положить в кастрюлю. Узнавший себя прыгает в середину круга, следую­щий, прыгнув, берет за руки предыдущего. Игра продол­жается, пока все „компоненты" не окажутся в середине круга. В результате получает­ся красивое блюдо.

„Комплименты" (с 4 лет). Сидя в кругу, все берут­ся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить. Принимающий кивает и говорит: „Спасибо!" Затем он дарит комплимент своему соседу (игра проводится по кру­гу). В случае затруднений помогайте детям. Вместо похвалы можно просто сказать „сладкое" или „цветочное" слово.

„Песенка по кругу" (с 4 лет). Выберите вместе с ма­лышами знакомую всем детскую песенку. Затем по кругу каждый поет свою строчку. Последний куплет поют все хором.

„Зеркало" (с 5 лет). Попросите ребятишек представить, что они вошли в магазин зеркал. Одна по­ловина детей — зеркала, другая — разные зверюш­ки. Они ходят мимо зеркал, прыгают, строят рожицы, а зеркала должны точно отражать их движения и выражения „мордочек".

Игры, направленные на расслабление, снятие напряжения

В эти игры очень полезно поиграть с ребенком, когда он перевозбудился, устал или расстроен.

„Снеговик" (с 3 лет). Родитель и малыш превращаются в снеговиков: встают, разводят руки в стороны, надувают щеки и в тече­ние 10 секунд удерживают задан­ную позу. Затем скажите: „А теперь выглянуло солнышко, его жаркие лучи коснулись снеговика, и он начал таять". Играющие постепенно рас­слабляются, опускают руки, приседа­ют на корточки и ложатся на пол.

„Буратино" (с 4 лет).  Родитель говорит и выполняет дви­жения вместе с ребенком: „Представь, что мы превратились в Буратино". Встаньте прямо, замрите в позе куклы. Все тело стало твердым, как у Буратино. Напрягите плечи, руки, пальцы, представьте, что они оде­ревенели. Напрягите ноги и колени, пройдитесь, как Буратино. Напрягите лицо и шею. А теперь из кукол превращайтесь в людей.

„Камень-веревка" (с 4 лет). Поможет расслабить мышцы рук. Попросите малыша сильно сжать кулачки, чтобы они стали крепкими, как камешки. Затем расслабить руки — сделать их мягкими, как веревочки.

„Гора с плеч" (с 5 лет).  Чтобы стряхнуть всю усталость, предложите ребенку встать, широко расставив ноги, поднять плечи, отвести их назад - вдох; опустить плечи — выдох (5-6 раз).

«Возьми себя в руки» (с 5 лет).

Скажите малышу: „Как только почувствуешь, что хочется кого-то стукнуть, что-то сломать, обхвати ладонями локти и сильно прижми руки к груди. Постой так, закрыв глаза.

 

Категория: Советы психолога | Добавил: Сказка (07.04.2020)
Просмотров: 177 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: