Наши новости и статьи
Главная » Статьи » Советы психолога |
Игра – универсальное средство коррекции и профилактики отклонений и трудностей в развитии малыша-дошкольника. Ее эффективность уже давно доказана серьезными научными исследованиями. Именно через игру можно пытаться решить многие психологические и даже физические проблемы ребенка. В чем же нам могут помочь игры? Снять накопившееся психоэмоциональное напряжение, улучшить общее психологическое самочувствие. Скорректировать негативное эмоциональное состояние малыша: агрессивность, гиперактивность, страхи, замкнутость – либо послужить для их профилактики. Развить ловкость и координацию движений. Игры, направленные на коррекцию агрессивности Они способствуют снижению вербальной (словесной) и невербальной (применение физической силы) агрессии, становятся одним из способов выплеснуть гнев, помогают снять мышечное и эмоциональное напряжения; обучают приемлемым формам общения, способности к доверию, сочувствию, сопереживанию. Игры имеют отличный терапевтический эффект, так как доставляют малышу много положительных эмоций, дают выход энергии и агрессивным импульсам. «Сражение» (с 2 лет). Игроки бросаются легкими предметами (шариками из ваты, бумаги, маленькими мягкими игрушками) друг в друга, можно из укрытия. Заканчивается игра перемирием. „Злые — добрые кошки" (с 2 лет). По очереди превращаемся то в злых, то в добрых кошек. Злые кошки шипят и царапаются (понарошку), добрые — ласкаются и мяукают. „Спортсмены" (с 3 лет). На пол положите обруч или газету. Спортсмен становится в обруч (за его края выходить нельзя), делая резкие движения ногами, изображая каратиста, а зрители подбадривают: „Сильнее!" Активные движения и поддержка зрителей помогут выплеснуть агрессивную энергию. Далее ребенок станет изображать боксера, делая энергичные движения руками. „Бумажная гора" (с 3 лет). Понадобятся старые газеты, журналы. Начинайте разрывать приготовленную бумагу на кусочки и бросайте в кучку в центре комнаты. Когда кучка станет большой, предложите малышам энергично подбрасывать кусочки бумаги в воздух, прыгать на них, бросать горстки, обсыпая друг друга. „Обзывалки" (с З лет). Игроки называют друг друга разными необидными словами. Обговорите, какими обзывалками можно пользоваться: например, названиями овощей, фруктов, грибов, цветов, деревьев, мебели. Крохи „сердятся": „Ты — капуста". В ответ: „А ты — морковка" и т.д. Игра останавливается, если слышны какие-нибудь обидные слова или возникла физическая агрессия. Затем участники называют друг друга теми же словами, только в уменьшительно-ласкательной форме: „Ах ты капусточка!" „Выбиваем пыль" (с 4 лет). Каждому участнику достается „пыльная" подушка. Он должен, усердно колотя по ней руками, хорошенько ее „почистить". „Уходи, злость!" (с 4 лет). Лягте на ковер. Подложите под ноги и руки подушки. Закрыв глаза, начинайте со всей силой бить ногами и руками по подушкам с громким криком: „Уходи, злость, уходи!" Игра длится 2 минуты, затем малыш принимает позу звезды, широко раздвинув ноги и руки, и тихо лежит, слушая спокойную музыку 3 минуты. „Да! Нет!" (с 5 лет). Встаньте друг перед другом. Вас ждет воображаемый словесный бой. Решите, кто из вас будет говорить слово „да", а кто — „нет". Можно начинать очень тихо, постепенно увеличивая громкость до тех пор, пока один из вас не решит, что громче уже некуда. Остановитесь, сделайте несколько глубоких вдохов. Обратите внимание на то, как приятно находиться в тишине после такого шума. „Шкала гнева" (с 5 лет). На стену повесьте мишень и приготовьте небольшие, прочные мешочки с бобами или горохом. Попросите ребенка бросать мешочки в мишень с разной силой. Сначала малыш бросает тихо, продолжая фразу: „Я слегка разозлился, когда..."; затем бросает мешочек сильнее, говоря: „Я разозлился сильнее, когда..."; и, наконец, швыряет мешочек изо всех сил: „Я очень сильно разозлился, когда...". Игры, направленные на коррекцию гиперактивности В таких играх обязательны четкие правила, это способствует развитию внимания ребенка, учит его контролировать свои импульсивные действия, помогает приобрести навыки контроля двигательной активности. „Ловим комаров" (с 3 лет). Игра снимает мышечное напряжение с кистей рук, дает возможность подвигаться в свободном ритме и темпе. Скажите крохе: „Давай представим, что наступило лето и в нашу комнату налетели комары. Будем их ловить". Покажите — как. Для этого надо сжимать и разжимать кулачки (то поочередно, то одновременно) в медленном, среднем и быстром темпе. Затем опустите руки вниз, встряхните несколько раз ладонями — пусть руки отдохнут. И снова за работу! „Клубочек" (с 4 лет). Игра обучает малыша одному из приемов саморегуляции. Расшалившемуся ребенку предложите смотать в клубочек яркую пряжу. Сообщите, что это нитки не простые, а волшебные. Как только начинаешь их сматывать в клубочек, так сразу же успокаиваешься. Размер клубка с каждым разом может становиться все больше и больше. «Археолог» (с 4 лет). Игра развивает мышечный контроль. Опустите кисти своих рук глубоко в таз с песком или крупой. Предложите малышу осторожно „откопать" руки — сделать археологические раскопки. При этом нельзя дотрагиваться до кистей рук — в таком случае тут же меняйтесь ролями. „Пожалуйста" (с 5 лет). Игра учит ребенка умению быстро переключать внимание с одного вида деятельности на другой, помогает преодолеть двигательный автоматизм. Скажите малышу, что будете показывать разные движения (физкультурные, танцевальные, шуточные), а он должен повторять их только в том случае, если вы добавите слово „пожалуйста" (или другие, например, „Дюймовочка просит"). Ребенок ошибся? Пусть выполнит ваше задание — улыбнется. „Кричалки — шепталки — молчалки" (с 5 лет). Игра развивает внимание, волевую регуляцию. Из разноцветного картона сделайте 3 силуэта ладони: красный, желтый, синий. Это — сигналы. Когда вы поднимаете красную ладонь („кричалку"), можно бегать, кричать. Желтая ладонь („шепталка") разрешает только шептаться. На сигнал „молчалка" — синяя ладонь — нужно замереть на месте и послушать тишину. Заканчивают игру „молчалками". «Говори» (с 5 лет). Игра развивает умение контролировать импульсивные действия. Скажите малышу, что будете задавать вопросы, но отвечать можно, только если дана команда: „Говори!" Например:„Какое сейчас время года? (Пауза) Говори!" Игры, направленные на коррекцию страхов Они помогут малышу снять психическое напряжение, создать положительный эмоциональный фон, скорректировать боязнь темноты, замкнутого пространства, неожиданного воздействия, одиночества. „Качели" (с 4 лет). Ребенок садится в позу зародыша: поднимает колени и наклоняет к ним голову, ступни плотно прижаты к полу, руки обхватывают колени, глаза закрыты (можно надеть повязку). Встаньте сзади, положите руки малышу на плечи и осторожно, медленно и плавно покачивайте его, как качели в течение 2-3 минут. Затем поменяйтесь местами. „Жмурки" (с 4 лет). Ведущий (кроха) с завязанными глазами пытается поймать вас. Вы же быстро перемещаетесь по комнате, бодро комментируя: „Я тут!" „Пчелки в темноте" (с 4 лет). Пчелки, которых изображаете вы и ребенок, перелетают с цветка на цветок. Прилетели на самый красивый, наелись нектара, напились росы и уснули внутри цветка. В этот момент вы залезаете с крохой под стол. Наступила ночь, и лепестки стали закрываться (стол покрывается материей). Пчелки проснулись и увидели, что кругом темно. Тут они вспомнили, что остались внутри цветка, и решили еще поспать. Наступило утро (материя убирается), и пчелки вновь стали веселиться. Игру можно повторять, усиливая плотность ткани, увеличивая степень темноты. «Неваляшка» (с 6 лет). В этой игре участвуют и папа, и мама. Встаньте лицом друг к другу, руки протяните вперед. Малыш с закрытыми глазами — между вами. Скажите ему: „Ноги от пола не отрывай и смело падай назад!" Ваши заботливые руки подхватят падающего и мягко направят падение вперед-назад. Игры, направленные на коррекцию замкнутости Большинство из этих игр требует нескольких участников. Замкнутому малышу нужно быть одним из многих, выполняя указания ведущего. Это снимет страх общения. Цель таких игр — создать замкнутому ребенку возможность для самовыражения, помочь преодолеть барьеры в общении, научить регулировать свое поведение в коллективе. „Волшебные средства" (с 4 лет). Игра направлена на применение „волшебных" средств понимания, развитие эмпатии (способности чувствовать состояние другого человека, умении вставать на его позицию). Разыграйте ситуации, в которых кроха должен воспользоваться „волшебными" средствами понимания и помочь: малыш плачет, он потерял мячик; мама пришла с работы, она устала; мальчик грустит, у него болеет мама; девочка просит помочь ей собрать мозаику. „Закончи предложение" (с 5 лет). Игра направлена на повышение уверенности в себе, в своих силах. Ребенок заканчивает каждую из предложенных вами фраз: „Я умею...". „Я хочу...". „Я смогу...". „Я добьюсь...". „Поварята" (с 4 лет). Все встают в круг — это кастрюля. Сейчас будем готовить суп (компот, салат). Каждый придумывает, чем он будет (капуста, картошка, соль и т.д.). Ведущий выкрикивает по очереди, что он хочет положить в кастрюлю. Узнавший себя прыгает в середину круга, следующий, прыгнув, берет за руки предыдущего. Игра продолжается, пока все „компоненты" не окажутся в середине круга. В результате получается красивое блюдо. „Комплименты" (с 4 лет). Сидя в кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить. Принимающий кивает и говорит: „Спасибо!" Затем он дарит комплимент своему соседу (игра проводится по кругу). В случае затруднений помогайте детям. Вместо похвалы можно просто сказать „сладкое" или „цветочное" слово. „Песенка по кругу" (с 4 лет). Выберите вместе с малышами знакомую всем детскую песенку. Затем по кругу каждый поет свою строчку. Последний куплет поют все хором. „Зеркало" (с 5 лет). Попросите ребятишек представить, что они вошли в магазин зеркал. Одна половина детей — зеркала, другая — разные зверюшки. Они ходят мимо зеркал, прыгают, строят рожицы, а зеркала должны точно отражать их движения и выражения „мордочек". Игры, направленные на расслабление, снятие напряжения В эти игры очень полезно поиграть с ребенком, когда он перевозбудился, устал или расстроен. „Снеговик" (с 3 лет). Родитель и малыш превращаются в снеговиков: встают, разводят руки в стороны, надувают щеки и в течение 10 секунд удерживают заданную позу. Затем скажите: „А теперь выглянуло солнышко, его жаркие лучи коснулись снеговика, и он начал таять". Играющие постепенно расслабляются, опускают руки, приседают на корточки и ложатся на пол. „Буратино" (с 4 лет). Родитель говорит и выполняет движения вместе с ребенком: „Представь, что мы превратились в Буратино". Встаньте прямо, замрите в позе куклы. Все тело стало твердым, как у Буратино. Напрягите плечи, руки, пальцы, представьте, что они одеревенели. Напрягите ноги и колени, пройдитесь, как Буратино. Напрягите лицо и шею. А теперь из кукол превращайтесь в людей. „Камень-веревка" (с 4 лет). Поможет расслабить мышцы рук. Попросите малыша сильно сжать кулачки, чтобы они стали крепкими, как камешки. Затем расслабить руки — сделать их мягкими, как веревочки. „Гора с плеч" (с 5 лет). Чтобы стряхнуть всю усталость, предложите ребенку встать, широко расставив ноги, поднять плечи, отвести их назад - вдох; опустить плечи — выдох (5-6 раз). «Возьми себя в руки» (с 5 лет). Скажите малышу: „Как только почувствуешь, что хочется кого-то стукнуть, что-то сломать, обхвати ладонями локти и сильно прижми руки к груди. Постой так, закрыв глаза. | |
Просмотров: 277 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |