Наши новости и статьи
Главная » Статьи » Советы психолога |
Часть своих жизненных проблем малыши пытаются решить в играх. И, знаете, во что, а, точнее, в кого они играют чаще всего?.. Правильно — в нас, во взрослых. Обратите внимание, с каким увлечением они нас копируют! А ведь ролевая игра — штука коварная: можно так войти в роль, что трудно будет найти выход в дальнейшей жизни. Дети играют в то и так, что и как делают живущие рядом с ними взрослые. В игре ребенок фактически воспроизводит и те чисто человеческие отношения, которые он наблюдает вокруг себя. А вместе с этим и сам проникается соответствующим отношением к окружающим людям. Наблюдая за малышом в игре, вы сможете лучше узнать и понять, какой он. Кто он — лидер или ведомый, экстраверт или интроверт? Гибок ли он в общении с социумом или же несгибаемо, а порой и неразумно упрям?.. Каков ребенок в игре, таким, скорее всего, он будет и во взрослой жизни. Во всяком случае, таким же образом он будет стремиться вести себя, когда вырастет. Итак, давайте присмотримся к их играм. Возьмем самую распространенную игру — «Дочки-матери». Смотрим внимательно и однажды замечаем: кто-то постоянно вызывается быть мамой, а кто-то хочет играть только дочку. Причем мама может быть совсем «домашней»: готовить, стирать, мыть полы, а может быть и весьма «общественной»: с утра уходить на работу, а вечером рассказывать домочадцам, как она устала там. Вывод напрашивается сам собой: девочка, играющая маму, копирует схему собственной семьи. Кроме того, разумеется, она проявляет и свое отношение к жизни, свои склонности — именно такой мамой она видит себя в будущем, и, скорее всего, именно такой мамой она и станет. Еще один аспект: девочка, играющая маму, готова взять на себя ответственность за многое в этой жизни. А вот та девчушка, которая постоянно находится в роли дочки, к этой ответственности пока не готова. Возможно, ей недостает еще и внимания в ее собственной семье, поэтому она и пытается «добрать» его в игре. Есть дети, которые в любой ролевой игре берут на себя роль кого-то несчастного: брошенного котенка, бездомного щенка, птенца с перебитым крылом. На это, с нашей точки зрения, есть три причины: он хочет привлечь к себе внимание (я несчастен, пожалейте меня, возитесь со мной, пусть все крутится вокруг меня); ему не хватает любви (ведь если ты болен, тебя всегда любят хоть немного больше: дети прекрасно знают это по своему опыту); он хочет отъединиться от компании (вот я сижу тут в сторонке, болею, и не трогайте вы меня, бога ради! Занимайтесь своими делами). Если малыш в игре постоянно берет на себя роль Героя, мне кажется, этому есть такие причины: он действительно ощущает себя лидером, героем; он чувствует совершенно обратное и занимается (подсознательно, разумеется) своего рода психотренингом, внушая себе, что он вполне героичен. Если вам не нравятся игры малыша, не нравится роль, которую он выбрал (например, главаря бандитской группировки), — это серьезный повод задуматься: а почему именно эта роль так привлекает ребенка? Расспросите его на эту тему, только без всякой строгости, иначе малыш замкнется в себе; лучше делать это с искренним любопытством и интересом. Понаблюдав за малышом и сделав должные выводы, вы еще можете скорректировать его поведение и психологию. Потом это будет сделать гораздо сложнее, а то и вовсе невозможно. | |
Просмотров: 284 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |